О ВОЕННЫХ ЧАСТУШКАХ☀ ✅Особое место в народном творчестве занимают частушки. Они представляют собой особую сферу духовной жизни и специфическую форму отражения действительности. Частушки служат источником познания художественных, философских, социальных и исторических воззрений народа, несут отголоски его мировоззрения. Текст частушек – это обычно четверостишие, где рифмуются вторая и четвертая строки, также могут перекрестно рифмоваться все строки. Это современный тип народной песни, состоящий из коротких строк и куплетов, содержание которых берется из текущей жизни. Частушка – народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни – общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр. В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова. В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная. И сегодня строчки, многие авторы которых уже ушли из жизни, берут за душу и служат памятью о павших и выживших, бойцах и тружениках. Частушечный жанр народного фольклора военных лет являет собой замечательный образец органического слияния глубокого патриотического долга с пониманием гуманистического характера победы над врагом. Исследовательская работа по сбору частушек была предпринята еще в ходе войны. Фольклористы считали своим патриотическим долгом зафиксировать всё, что пели в частушках, справедливо видя в этих коротких стишках выражение народных мыслей и чувств. Между тем, в военные годы частушки получили исключительную жизненность и достигли значительной поэтической высоты. Они рождались как бы непроизвольно, самой действительностью и вобрали в себя то, чем жил советский народ — его страдания и лишения, его тяготы и горести, его радости и победы. Частушки отличались большим тематическим разнообразием. Это – были патриотические, сатирические, любовно-лирические, политические (потаенные) частушки. А также – фронтовые, партизанские, тыловые, созданные в неволе (в плену) частушки. Думается имеет место классификация по времени их появления – в начале Великой Отечественной войны, частушки военного времени, великая Победа в отражении частушек. Частушка звучала повсюду – на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и во временно оккупированных врагом районах. В перерывах между боями, во время походов и на привале фронтовая частушка, вносила бодрость и боевой дух в сердца воинов, воодушевляла их на подвиги, звала к победе: Запевай, земляк частушку, Я с тобою запою. Всех врагов возьмем на мушку И в частушках, и в бою. Разговаривает пушка, Помогает пулемет, А военная частушка Тоже очередь дает. Практически в каждом отряде была своя армейская самодеятельность, в репертуаре которой активно использовался этот жанр. Иногда частушки создавались большими коллективами – буквально по слову, по строчке. В таких случаях своего рода «штабом по сочинению частушки» становилась та или иная дивизионная газета. Так, например, в газете, издаваемой на Северо-Западном фронте «На врага» содержалось обращение к читателям: «Присылайте поправки к написанным уже четверостишиям, присылайте новые куплеты о боевых делах, о наших героях». Создание частушек коллективными усилиями, а также большая их популярность свидетельствовали о силе и мужестве народного духа, живой, неиссякаемой талантливости народа. Именно в них, в живых народных словах, неразрывно соединились и любовь к Родине, и ненависть к врагу, скорбь по погибшим, и радость победы. Безусловно, права Ольга Берггольц, утверждавшая, что «только благородный народ … может воевать со стихами на устах, запёкшихся от зноя войны». Характерной чертой языка частушки являлись их выразительность и богатство языковых средств: Запевай, земляк, частушку, Я с тобою запою. Всех врагов возьмём на мушку И в частушках, и в бою. Ты припой, припой частушки, Гармонист, ударь из пушки, Сталинградский перебор – Смертный с фрицем разговор. Врага били в хвост и в гриву Пулеметом, пушкою. Меж боями, в перерыве, Боевою частушкою. Исполнение частушки, как правило, сопровождалось игрой на гармони или балалайке: Ты, играй моя гармошка, Да на полный разворот. Как Чапаев, будем драться, Если враг войной пойдет. Ты сыграй, моя гармошка, А я песню заведу. Хорошо советски танки Давят фрицев на ходу. Вологодский писатель, журналист Анатолий Ехалов как-то сказал: "Гармонь и частушка имеют огромный энергетический потенциал и способны пробуждать в русском, да только ли в русском человеке мощную ответную реакцию, подобную скрытому атомному реактору". "Очевидцы рассказывают, что во время второй мировой войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую "под драку" или тверскую "бузу", или уральскую боевую. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас" (из газеты "Вологодская неделя" за 2003 г.). Массовый героизм, проявляемый нашими бойцами на всех фронтах, объясняется внутренней дерзновенной энергией русского человека. А боевая по духу частушка, словно отлитый в кузницах народной души снаряд, который вырывался и поднимал солдат в атаку. Боевые частушки складывались мужчинами и пелись мужскими голосами. Слово в боевой частушке образное, меткое, иногда жаргонное, хулиганское, но твердое, чеканное, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату. Исследуя солдатский фольклор «роковых сороковых» Н.О. Ленивихина и Н.И. Скворцов образно сравнивали фольклор тех лет с «котлом, в котором переваривались, перемешивались все народные традиции, а сама война обуславливала его тематику, и придавала особый колорит фольклорным произведениям». Популярность частушек подтверждают и особые способы их передачи — бойцы записывали их на указателях при дорогах, боевых машинах (обычно на бортах грузовиков, на танках и бронетранспортерах). Их можно было обнаружить на листовках, разбрасываемых в прифронтовых населенных пунктах. А в демобилизационный период – на стенках товарных вагонов, в которых воины возвращались на Родину, на стенах вокзалов, на тепловозах, стоявших на путях. Писали чаще всего мелом (на железе эти надписи сохранялись хорошо) или карандашом (на бумаге). Таким образом, жанр частушек в период Великой Отечественной войны был широко востребован в силу своей специфической особенности. Этот жанр традиционного фольклора позволял публично обсуждать все проблемы общества – человеческие взаимоотношения, социальные события. Авторами песен могли быть как конкретные люди, так и коллективы. При этом исполнитель частушек зачастую не был ее автором. Но в данном случае каждый он нес определенную ответственность за спетое, поскольку частушка выражала его настроение, его позицию. Значение частушек в годы войны трудно переоценить, она развивала творческое начало, носила воспитательный характер. #Культура #9мая #Победа #Частушки #Школа_русской_традиционной_пляски